Готовим дома

Портал кулинарных рецептов и полезных советов

Новые

Популярные

Новости

Первое пиво
Полезные советы - Полезно знать

Кто первый сварил пиво - мы не узнаем никогда. И если бы, выпивая кружку этого вкусного, освежающего, немного хмельного напитка, захотели мысленно поблагодарить тех, кто его "придумал", то оказались бы в затруднительном положении. Пиво настолько древний напиток, что установить его первосоздателей просто невозможно. Говорят, еще Ной перевозил пиво на своем ковчеге.

Пивоварением люди начали заниматься в незапамятные времена. Изучение рецептов приготовления пива, высеченных на камне, дает основание утверждать, что около 7000 года до нашей эры, то есть 9 тысяч лет назад, шумеры, проживающие в Двуречье - на территории между реками Тигр и Евфрат, уже умели варить напиток с применением ячменного солода. Они, как утверждают сохранившиеся исторические документы, приносили его в дар богине плодородия. В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере, 6 тысяч лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей "Истории Мессопотамии": "Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты изготовления шумерского пива". Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления пива.

Процесс пивоварения был примерно такой же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Текутину процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевела и зерна не попадали в пищевод пьющего.

Древние народы, населявшие Мессопотамию, - шумеры, вавилонцы, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было пиво сладкое, которое якобы любили женщины, пиво темное и светлое. Пили "пиво хорошее", "очень хорошее" и с множеством других названий. Наиболее распространенным в Мессопотамии было темное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями, пиво было более или менее горьким, в зависимости от использования трав.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: "Ты, которая так щедро напоила меня". Ей посвящен "Гимн Нинкаси" - древняя поэма, датируемая 1800 г до н.э.

Пиво пили простой народ и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассирийской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам.

В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), являющемся наиболее значительным юридическим памятником Древнего Востока. "Судебник Хаммурапи" - большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре), предусматривал, в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным, правда, предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадут замертво. Кабачников, завышавших цену на пиво, без лишних разговоров топили в реке. Надо полагать, что качество пива в Вавилоне было высоким.

Прославилась в Вавилоне женщина-пивовар Кубаба, которая основала город Киш, где вдоволь варили пива. Задушевно пел о пиве неизвестный поэт эпохи царя Шу-Суэна, 111 династии Ура: "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!".

К 722-705 гг. до н.э. относится изображение во дворце ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде в 20 километрах севернее города Мосул в Ираке. Это свидетельствует о том, что ассирийцы переняли варение пива от вавилонцев.

Объединение пивоваров в союз подтверждается в более позднее время, в царствование царя Небукаднезара (605-562 гг. до н.э.). Пивовары поклонялись богу Ану, но молитвы возносили к высшему покровителю, богу Марцуку.

Из Древнего Египта сведений о пиве дошло меньше. Всемирно известный чешский исследователь профессор Грозный обнаружил в Египте памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до нашей эры.

Настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива. Расшифрованные рецепты очень сложны. Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, темного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и, кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод.

Египетское слово fty означает "пивовар", сам же процесс варки называется th. Пиво было известно под названием hkt, hek или hekt.

Популярное выражение "пиво - это жидкий хлеб" знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. Надо отметить, что выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце.

Пиво в Египте было главным образом напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука.

Из папирусов и надгробий известно, что первооткрывателем благословенного напитка был добрый бог возрождения Озирис. Пиво в Древнем Египте называлось пелузийским напитком, по имени города Пелузий в устье Нила, главного тогдашнего центра пивоварения, где варилось лучшее пиво.

Группа британских археологов во главе с Бэрри Кемпом из Кембриджского университета во время раскопок в Тель-эль-Амарне - древней египетской столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка.

Со времени фараона Рамсеса II (Великого) пиво становится самым любимым напитком в Египте и Средиземноморье. Из поучения Аниго узнаем, как встречали матери своих детей-студентов: "Потом ты пошел в школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом". В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом.

Вместе с тем на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: "Пошел вон, пьяница!".

Аккадские пословицы звучат: "Насладился пивом - занемог в дороге", "Пива напился - к месту прирос".

Народы Древнего Шумера и Египта определенно не были единственными, кто умел варить пиво, но они передавали искусство приготовления пива другим народам, и только они сохранили свидетельства о пивоварении, приготовлении солода, торговле пивом, так как эти народы имели письменность.

 

ПО ВСЕМУ СВЕТУ

Канадские археологи, раскапывая холм Годин-Тепе на западе Ирана, нашли осколки глиняного сосуда, в котором варили пиво, о чем говорит осадок на дне, состоящий из оксалата кальция, который выпадает и при приготовлении современного пива. На дне сосуда нанесена сетка из глубоких царапин, чтобы выпадающий осадок задерживался в них при розливе напитка. Сосуд был изготовлен примерно в 3500 году до Рождества Христова.

Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гибриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тысяч лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет аналог пива, приготовленного из ячменя, овса, меда и папоротника. В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис.

От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, распространилось в Персию, на Кавказ.

Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о "ячменном вине".

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX-VII веках до нашей эры на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н.э.) в труде "Анабасис" там "хранилось ячменное вино в огромных кара-сах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус".

На территории древней иберийцы варили пиво, которое называлось Caelia или Cerea.

В Эфиопии пиво носило названия Fokka и Mazar, понятия эти употребляются и сегодня.

Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.), как и египтяне, приписывает изобретение пива богу Озирису, называя его ячменным вином.

Древнегреческий ученый и мореплаватель Пифей (IV в. до н. э.) отмечал опыт скифских племен в приготовлении пива.

Налог на пиво, введенный при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н.э.), играл значительную роль в экономике страны.

Древнегреческий драматург Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н.э.) говорил, что пиво в Риме употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Отсюда название пива Ceres и соответствует итальянскому Cervisia и испанскому Cerveza.

А древнегреческий географ и историк Страбон (1 век до н.э.), много путешествовавший по Малой Азии и Египту, в своем 17-томном труде "География" отмечал, что в Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво Cythos, в которое примешивались ароматические вещества.

У жителей Иллирии и Паннонии пиво именовалось Cabay или Sabajum. Фракийцы и иллирийцы употребляли от Адриатики до Черного моря светлое ячменное пиво как народное питье, о чем неоднократно упоминается в Библии.

Римский консул и ученый Плиний Младший (62-1 13 гг.) подсчитал, что, по крайней мере, 195 сортов ячменного напитка изобрели в Европе к 1 веку нашей эры.

В Галлии в середине 1 века нашей эры, населенной кельтскими племенами, пиво являлось народным напитком под названием Korta. Это кельтское пиво сохранилось в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до нашего времени. По своему этимологическому составу слово Korta схоже с испанским Cerea, отсюда предположение, что пиво пришло в Галлию из Испании. В старогерманском языке пиво называлось Peor, Bior, Pier. Считают, что это название происходит от среднелатинского biber или biberis - напиток. Еще одно старогерманское название пива Ali, Alo, Ealo удержалось в английском языке как Ale. В Англию и Ирландию пивоварение проникло от кельтских племен. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит в своей работе "Германия" (98-99 гг.) сообщает об умении германцев варить пиво из ячменя.

До использования хмеля для придания пиву горечи и улучшения вкуса применяли разные травы и пряности. Греческий ученый Диоскорид писал в 1 веке об употреблении ирландцами curmi, - сбраживаемого напитка из осоложенного ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и др. Травяные добавки использовали и позже наряду с хмелем. А его современник Ворус писал, что пить вересковое пиво доставляло удовольствие, которое чувствовали души усопших героев в обществе богов.

Хмель в Европе как дикорастущее растение был распространен во всей зоне умеренного климата, его хорошо знали и римляне. Использование хмеля в пивоварении распространялось в периоды переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена.

Впервые в исторических документах о хмеле говорится у Иссидора Севильского (570-636 гг.), а затем в дарственной у франкского короля Пипина Короткого (714-768 гг.) в 768 году.

В IX веке при Людовике Благочестивом (814-840 гг.) славилось хмелевое пиво монашеских орденов Бенедиктинцев, Францисканцев и Августинцев. В начале Х века город Гарде-леген получил от Генриха 1 герб с веткой хмеля.

Святая Гильдегарда, настоятельница Рупертсбергского монастыря, упоминает в 1079 году о хмеле как добавке к пиву. Тогда уже хмель разводят в Баварии, Нижней Саксонии, Франции.

Германцы развернули пивоварение одновременно с земледелием. В средние века застрельщиками пивоварения в Европе были монахи многочисленных монастырей, особенно в Германии, Франции. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Варилось пиво крепкое для монастырской знати и послабее для "обыкновенной братии".

По германской легенде изобретателем пива является сказочный король Гамбринус, которого пивовары считали своим покровителем. Реальный прототип патрона пивоварения - герцог Брабантский Ян Примус, энтузиаст потребления пива, убитый в рыцарском бою в 1294 году.

Уже в 1282 г. пиво, изготовляемое крестьянами на острове Сааремаа, находит письменную похвалу местного епископа. С расцветом средневековых городов, особенно Таллинна, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между востоком и западом, пивоварение принимает все более крупные размеры с XIV столетия.

В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества магистрат Таллинна своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. В 1456 году в Таллинне основывается цех разносчиков пива, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цехи пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и другим работникам ежедневно выдавали пиво.

В 1498 году в Таллинне был основан цех пивоваров, утвержден его Устав и регламентированы права и обязанности мастеров-пивоваров, порядок и срок обучения подмастерьев, были уточнены требования к сырью и качеству пива.

Особенно в Эстонии с давних времен использовали деревянные пивные кружки, жбаны и ковши. В материалах ревизии 1601 года упоминается kannemacher - мастер по изготовлению кружек, а в конце XVII века в метрических книгах эта профессия встречается довольно часто.

Предпочтение отдавалось кружкам из можжевельника, а также из ели. Кружка и ручка вырезались из березы, стягивались кружки прутьями черемухи и крушины.

В 1478 году папа Сикст VI своею буллою предоставил городу Риге право взимать пошлины с пива и обращать собранные суммы на пользу города

К 1562 году относятся упоминания о пивоварении в Пярну, когда в инвентаризационную книгу орденского замка были вписаны три пивоваренных котла и указано количество солода и хмеля В следующем году была сделана запись о фогтском и прислугском пиве, первое из которых было крепким, а второе слабым.

В Статусе Великого княжества Литовского 1588 года имелся специальный артикул "О хмельниках", где говорилось: "Если бы кто пообрывал или порубил чужие хмельники и был в этом изобличен по закону, то должен будет заплатить за насилие двенадцать рублей грошей. А если бы дерево не порубил, а только хмель оборвал, то должен заплатить три рубля грошей". 12 рублей составляли 1200 грошей, стоимость утки была 2 гроша, свиньи - 20, вола - 120 грошей. Так что штраф был очень высок.

В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Перу испанцы отведали напиток Чичу.

Во многих странах готовят пиво из местного сырья, технология приготовления которого дошла из древних времен.

Таким образом, установить дату и место, где впервые было сварено пиво - невозможно. Нам стоит только поблагодарить наших далеких предков, за то что они подарили нам этот воистину замечательный напиток!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Полезный совет

Продолжительность варки мясных супов зависит не от количества мяса, которое используется для его приготовления, а от особенностей структуры тканей той или иной части мяса и от величины кусков.

Кулинарный опрос

Ваша кулинарная книга?